Home Вы Тут:
Принципы проблемно-целевого обучения

Диабетологи всего мира считают обучение больных сахарным диабетом краеугольным камнем в достижении максимальной эффективности лечебного процесса при этой болезни. Идея обучения больных с хроническим заболеванием сама по себе не нова. Во все времена были энтузиасты, которые считали своей обязанностью не только лечить, но и учить больного с хроническим заболеванием принципам лечения и правилам поведения в различных жизненных ситуациях. Однако серьезная разработка вопросов, связанных с обучением больных, началась лишь с 70-х годов нашего столетия. В настоящее время санитарно-просветительная работа с больными и самоконтроль за собственным здоровьем, как интегральные части лечения, являются общепризнанными в отношении многих хронических заболеваний. ВОЗ считает, что сахарный диабет - хорошая модель, на примере которой можно разработать основные принципы санитарно-просветительной работы, пригодные при любом хроническом заболевании. В настоящее время широко обсуждаются цели и методы обучения, т.е. чему, как и кому учить больных (Asaal J.P. et al., 1983).
Цель обучения. Обучение больного не должно сводиться к приобретению им лишь отвлеченных теоретических знаний о болезни. Как правило, подобные знания оказываются мало полезными для больного и не помогают ему адаптироваться в жизни.
Основная цель обучения должна сводиться к тому, чтобы дать больному знания, которые помогают осознать необходимость изменения образа жизни, выработать такой жизненный уклад, при котором все необходимые терапевтические мероприятия заранее планируются, включаются в распорядок дня и воспринимаются после этого как необходимое и обычное явление (Jorgens V. et al., 1983). Больного прежде всего необходимо научить правильному с учетом заболевания поведению, снабдить его такими знаниями, которые помогут ему в любой обстановке действовать самостоятельно, обходиться без помощи врача. Следует стремиться к тому, чтобы после обучения больной (члены семьи) стал воспринимать свою болезнь как неизбежное неудобство, которое надо научиться преодолевать, чтобы жить полноценной активной жизнью. Члены семьи больного должны поддерживать это стремление и тоже должны научиться жить без постоянного страха и чувства безысходности.
Следовательно, в результате обучения больной должен не только овладеть знаниями, но и существенно изменить поведение и даже образ мышления. Только при соблюдении этих условий больной сможет добиться хорошего самочувствия, личной независимости от врача, стать «эмансипированным», «думающим», «активным». Этими эпитетами обычно награждают больных, которые готовы взять на себя ответственность за контроль и стать соучастником в лечении своей болезни, обучены и умеют самостоятельно каждый день и в любой обстановке справляться с теми вопросами, которые ставит перед ними жизнь и заболевание.
Немаловажно и то, что затраты государства на лечение обученного больного значительно снижаются. Обученный больной большую часть своей жизни находится в состоянии стойкой компенсации и, следовательно, не так часто нуждается в стационарном лечении, дольше сохраняет трудоспособность и, как показали исследования, проведенные в поликлиниках Москвы, компенсируется меньшими дозами сахароснижающих препаратов (Кадулина А.А., 1982).
Широкое внедрение в практику здравоохранения обучения больных сахарным диабетом значительно повысит эффективность лечения и даст значительный экономический эффект.
Методология преподавания. Обучать больных разного возраста и интеллектуального уровня одним и тем же вопросам - задача очень сложная. Совершенно очевидно, что не каждый врач обладает качествами педагога, имеет педагогические навыки. Кроме того, врачу не отведено время на преподавание, так как система медицинской помощи в настоящее время еще не ориентирована на обучение больных. Старые традиции, когда врач диктует больному все назначения, в настоящее время превалируют. И, наконец, если даже у врача появляется желание и находится время для обучения, нередко из-за отсутствия у него педагогических навыков обучение не дает желаемых результатов и врач навсегда разочаровывается в этом перспективном методе повышения эффективности лечения больных. В то же время первостепенным условием успешности обучения является глубокая вера врача в необходимость его.
Следовательно, для повышения эффективности процесса обучения и достижения желаемого результата врач должен научиться обучать больных.
Только при соблюдении этого условия результат обучения будет более высоким при меньших временных, эмоциональных и физических затратах и обучаемого и обучающего.
В нашей периодической печати практически отсутствует литература по данному вопросу, нет рекомендаций, в которых в доступной для практического врача форме были бы изложены вопросы методологии обучения больных с хроническим заболеванием, определены цели и задачи обучения, приведены примерные учебные планы и программы. Восполняя частично этот пробел, обращаем внимание врача на следующие вопросы.
Прежде всего, врач, приступающий к обучению больного, должен научиться мотивировать его на обучение, т.е. вызвать желание обучаться. Для этого необходимо убедить больного, что обучаясь, он научится выполнять конкретные и практические действия, т.е. приобретет навыки, которые помогут ему достигнуть лучшего самочувствия, большей независимости. С целью большей заинтересованности в обучении целесообразно каждому больному, с учетом его возраста и желаний, сформулировать индивидуальные цели и задачи обучения. Для одного больного целью обучения окажется повышение уровня знаний и приобретение в связи с этим свободы, т.е. отсутствие жесткой привязанности к дому, для другого - возможность заниматься спортом, любимой работой и т.д. Безусловно, цель обучения не должна быть выше возможностей и способностей больного, т.е. должна быть вполне реальной, достижимой. Такой индивидуальный подход к определению целей и задач обучения значительно повысит интерес больных к обучению и, следовательно, результат его. Вера врача и больного в важность обучения и возможность позитивных изменений приводит к взаимному доверию и активному сотрудничеству, повышает эффективность обучения (Ruffino G., Asaal J., 1983).
Традиционная форма обучения, когда обучаемый выполняет пассивную роль (только слушает), т.е. лишь потребляет предлагаемую информацию, малоэффективна.
В настоящее время предлагается новый метод обучения, ориентированный на определенную проблему и на активное участие в этом процессе самого обучаемого - метод проблемно-целевого обучения. Доказано, что усвоение знаний и, главное, конкретных навыков, которые помогут больному адаптироваться к заболеванию, при таком методе обучения значительно повышается (Ludvigsson J. et al., 1983).
При проблемно-целевом характере обучения преимущества, безусловно, за такими видами занятий, которые позволяют больному активно включиться в процесс обучения, т.е. практическими занятиями с решением ситуационных задач.
Важный элемент проблемно-целевого обучения - контроль за качеством усвоения материала. При этом следует контролировать не только и даже не столько уровень приобретенных знаний, сколько количество и качество приобретенных навыков. Содержание контроля заложено в самой программе (перечень навыков, которыми должен овладеть обучаемый) и определяется целями и задачами обучения. В учебном плане должны быть четко определены занятия, на которых проводится контроль знаний и вид контроля. Так, например, для контроля за определением навыков и планирования питания рекомендуется такой вид занятий, как «обеденный стол». На занятии больные должны выбрать из предлагаемого меню те блюда, набор которых обеспечит количество калорий, белков, жиров и углеводов, полагающихся ему на каждый прием пищи. Таким образом, в программе проблемно-целевого обучения должно быть четко сформулировано, что, как, когда и кто контролирует.
Такой вид обучения исключает применение контрольных традиционных вопросов (билетов), так как они не в состоянии выявить приобретенные навыки, уровень их усвоения. Современный уровень обучения требует строить вопросы таким образом, чтобы в них моделировались различные жизненные ситуации, т.е. контролировать качество усвоения материала путем решения ситуационных задач. Успех в проведении подобного рода занятий во многом зависит от качества ситуационных задач. Следовательно, создание банка качественных ситуационных задач - очень важный раздел подготовительной работы при организации «Школы больного сахарным диабетом».
Во время проведения контроля необходима обстановка раскованности, а в детском коллективе обязательны элементы игры. Больные должны быть уверены в том, что проверка знаний проводится лишь с целью коррекции, а не для проверки их интеллектуальных возможностей. Занятия не должны быть утомительными, так как интеллектуальная работоспособность у больных сахарным диабетом, как правило, снижена.
Эффективность обучения во многом определяется наличием и качеством учебных средств: брошюр, рукописных текстов, таблиц, схем, наборов диет, меню, тестовых контрольных вопросов (ситуационных задач), компьютерных программ и т.д. Эти учебные средства очень помогают проведению занятий. Подготовка этих материалов коллективом преподавателей (врачами, диетологами, медицинскими сестрами), с одной стороны, позволяет выработать на многие спорные вопросы единую точку зрения, с другой - значительно облегчает усвоение материала больными. Однако при использовании этих средств обучения нельзя забывать о том, что даже самые новейшие из них, например обучение при помощи компьютеров, не могут заменить самого преподавателя, в данном случае - врача. Беседа с врачом и в век полной компьютеризации всегда останется самым важным элементом обучения. В то же время разумное использование технических средств позволяет экономить время врача, которое он может использовать более рационально, для тех же бесед с больными.
При правильной постановке лечебного процесса и организации диспансерного наблюдения больной сахарным диабетом (члены семьи) постоянно обучается. Здесь чрезвычайно важна роль стационара. Уже при первой госпитализации одновременно с проведением мероприятий по компенсации сахарного диабета больной получает минимальный объем знаний и набор первоочередных навыков. Процесс обучения на этом этапе очень сложен, так как сам больной и его родственники психологически еще не готовы к серьезному обучению, не могут и не хотят поверить в случившееся. В этом периоде они нуждаются скорее в ободрении, а потом уж в обучении. Лечащему врачу необходимо в каждой беседе ненавязчиво внушать, что при неукоснительном соблюдении всех врачебных рекомендаций больной сможет прожить долгую и активную жизнь. Ровное хорошее настроение больного, уверенность в завтрашнем дне во многом определяют и желание обучаться и эффективность лечения.
Учитывая растерянность больного, его неподготовленность к серьезному систематическому обучению, занятия на данном этапе целесообразно проводить по индивидуальному плану. К процессу обучения следует привлекать опытных и специально обученных медицинских сестер (обучение инъекциям инсулина), лаборантов (обучение исследованию гликемии и глюкозурии), диетологов. Основные сведения о болезни больной (члены семьи) получает во время беседы с врачом при составлении плана лечения (расчет диеты, план инсулинотерапии, режим физических нагрузок) и обсуждения данных гликемии, глюкозурии и самочувствия больного. И все же главной задачей врача на начальном этапе обучения является выработка у больного (членов семьи) стойкого желания обучаться и активно включаться в процесс самоконтроля за течением болезни и проведением лечебных мероприятий.
В поликлинике обучение больного продолжается. В настоящее время врач поликлиники не имеет возможности проводить систематическое индивидуальное обучение каждого больного. Однако при каждом общении с больным, при обсуждении с ним его жалоб и данных исследования врач может уточнить уровень его знаний, умение пользоваться ими в повседневной жизни. Целью и основным содержанием бесед, как и в стационарных условиях, является выработка мотивации у больного (членов семьи) на серьезное систематическое обучение, тем более что именно участковый врач (эндокринолог), лучше других знающий характерологические особенности больного, его желания и стремления, сумеет сформулировать такую цель для обучения, которая обязательно вызовет у больного желание обучаться.
Систематическое образование больных сахарным диабетом необходимо вести в специальных школах («Школа больного диабетом»). Преподавать в этих школах должны самые квалифицированные диабетологи, диетологи, медицинские сестры и лаборанты. Занятия в школе проводят в течение всего года в виде повторных курсов. Это дает возможность больным при необходимости повторить курс обучения.
Другой весьма реальной возможностью организации подобных школ с целью приобретения больными систематических знаний по сахарному диабету является организация обучения стационарных больных при эндокринологических отделениях. Целью госпитализации больных в подобные стационары является не только компенсация болезни, но и обучение. Подобные школы могут быть, кроме того, организованы в специализированных пионерских лагерях и санаториях.
Оптимальный срок для систематического обучения - второе полугодие заболевания. К этому времени у больного (членов семьи) возникает много важных для повседневной жизни вопросов, что само по себе значительно повышает уровень мотивации к обучению.шаблоны для dleскачать фильмы

 
   

 

Реклама


Лучшие новости


Персональная диета

 
Copyright © 2012-2014 webmysternya.org.ua
Top