Основная причина всех проявлений сахарного диабета заключается в дефиците инсулина при ИЗСД или в недостаточном его действии на периферии при ИНСД. Следствием этого является недостаточное использование глюкозы инсулинзависимыми тканями: мышечной, жировой и печенью. При дефиците инсулина повышена активность глюкагона и вследствие этого усилен распад гликогена в печени. Сниженный транспорт глюкозы в ткани и повышенная продукция глюкозы печенью наряду с активацией глюконеогенеза приводят к гипергликемии. Причем гипергликемия определяется не только и даже не столько отсутствием способности метаболизировать принятые с пищей углеводы, сколько чрезмерной продукцией глюкозы из эндогенных предшественников. В связи с этим больной сахарным диабетом даже на фоне длительного голодания (в течение 12-24 ч) имеет выраженную гипергликемию. Гипергликемия, превышающая почечный порог, - причина глюкозурии. Глюкоза, выделяющаяся с мочой, является осмотическим диуретиком. Кроме того, повышение концентрации глюкозы в крови приводит к гиперосмолярности экстрацеллю-лярной жидкости. Вода покидает клетки (гипертоническая дегидратация). Таким образом возникает полиурия. Компенсаторно развивается полидипсия. Клиническим признаком выраженной дегидратации служит снижение тургора кожи и тонуса глазных яблок (последнее - признак высокой степени дегидратации). Дегидратация ведет к гиповолемии, а следовательно, к гипотонии и компенсаторной тахикардии.
Инсулин, участвуя более чем в 20 реакциях, облегчает проникновение глюкозы в клетки жировой и мышечной ткани, участвует в процессах получения энергии из глюкозы, накоплении запасов питательных веществ в виде жира и гликогена в печени и мышцах, препятствует разрушению этих запасов, регулирует поддержание на определенном уровне рН среды, содержание электролитов и т.д. На обмен веществ инсулин влияет путем постоянного взаимодействия как с гормонами поджелудочной железы (глюкагон, соматостатин, панкреатический полипептид), так и с гормонами, выделяемыми другими эндокринными железами (катехоламины, соматотропин, глюкокортикоиды и т.д.). Синтез и секреция инсулина. Инсулин представляет собой белок с молекулярной массой 6000. Его молекула состоит из 2 полипептидных цепей: А (21 аминокислотный остаток) и В (30 аминокислотных остатков), соединенных друг с другом дисульфидными мостиками. Инсулин синтезируется в микросомной фракции Р-клеток поджелудочной железы в виде неактивного предшественника с молекулярной массой 9000 (Steiner D., 1977). Непосредственным предшественником инсулина является проинсулин - одноцепочечный полипептид. Он накапливается в гранулах внутри Р-клеток и сохраняется в них до тех нор, пока клетки не получат сигнал о необходимости его выделения. В этот момент проинсулин под действием специфических пептидаз путем отщепления среднего фрагмента превращается в активный инсулин. Далее в результате действия пептидазы с обоих концов этого фрагмента отщепляются по два аминокислотных остатка и образуется С-пептид.
Клиническая манифестация ИЗСД обычно совпадает с почти конечной стадией инсулита, когда функционирующими остается не более 5- 15 % В-клеток, не способных обеспечить нормальный метаболизм глюкозы и поддержать положительный энергетический баланс организма. Учитывая крайне низкую регенераторную способность В-клеток, надежд на их восстановление практически нет. Многочисленные попытки лечения иммуносупрессантами больных с впервые выявленным ИЗСД, к сожалению, не увенчались успехом минимум по двум причинам. Прежде всего применяемые иммуносупрессивные средства неспецифичны, т.е. подавляют иммунитет не избирательно, а вообще. Безусловно, такой вариант иммунотерапии по меньшей мере нельзя считать безопасным. На фоне подавления иммунитета больной становится уязвим к любой даже самой безопасной инфекции, а кроме того, у него резко возрастает опасность возникновения онкологических заболеваний. Применяемые иммуносупрессан-ты, такие как циклоспорин, азатиоприн и глюкокортикоиды, обладают еще и другим спектром побочных действий. Так, циклоспорины А и В оказывают выраженное нефро- и гепатотоксичное действие, что делает их длительное применение при ИЗСД особенно проблематичным. Даже в случае гипотетического успеха на фоне применения этих неспецифичных иммунодепрессантов остается неразрешенной вторая очень важная проблема - отсутствие необходимого количества функционирующих Р-клеток, продуцирующих достаточное количество инсулина.